Новость

29.02.2012 В газете "Российские лесные вести" №7(57) 24 февраля 2012 г. размещена статья "Весь лес - в одной базе" об опыте комплексной автоматизации Министерства лесного хозяйства Пермского края на базе программного продукта "АВЕРС: Управление лесным фондом ПРОФ".
Вы можете ознакомится со статьей на этой странице ниже или перейти на сайт газеты.

Опубликовано в газете «Российские лесные вести» №7(57) 24 февраля 2012 г.
Источник: http://lesvesti.ru/pdf/lesvesti_1330070400.pdf

ВЕСЬ ЛЕС - В ОДНОЙ БАЗЕ

Пермский край готов поделиться опытом автоматизации

Тема автоматизации лес­ной отрасли в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Связано это с многократно возросшим за последние годы потоком информа­ции, который проходит че­рез органы государствен­ной исполнительной влас­ти в области лесных отно­шений. Причем регионам этот поток информации нужно не только учесть и обработать, но и оператив­но отчитаться в федераль­ный центр. Объем переда­ваемой отчетности растет быстрыми темпами, и, по­хоже, такая динамика сох­ранится в будущем.

Все перечисленные факты требуют внедрения в лесной от­расли современной информаци­онной системы. С 2011 года в Рослесхозе стартовал проект по разработке и внедрению Единой государственной автоматизиро­ванной информационной систе­мы лесной отрасли. Конферен­ции и мероприятия, проводимые Рослесхозом, демонстрируют интерес к опыту субъектов Рос­сийской Федерации, в которых уже сделаны определенные шаги в этом направлении.

Соединение установлено

В Пермском крае внедрен и с 2009 года используется програм­мный продукт «АВЕРС: Управле­ние лесным фондом ПРОФ» (раз­работчик - ООО «Аверс информ», Республика Башкортостан).

Вся учетная информация хра­нится в одном месте. Преимуще­ства такого подхода очевидны. По сравнению с ситуацией, когда каждый отдел министерства или лесничество накапливают свои данные, часто дублирующиеся или противоречивые, единый центр хранения информации поз­воляет повысить достоверность данных, увеличить скорость и уменьшить трудозатраты на ре­гистрацию и обработку инфор­мации, позволяет, в конце кон­цов, увеличить прозрачность в сфере лесных отношений.

В центральном аппарате министерства установлены серверы с программным продуктом. Пользователи центрального аппарата получают доступ к программе через локальную сеть.

Основную трудность при организации единого центра обработки данных предс­тавляет организация доступа тер­риториально удаленных пользо­вателей. Сотрудники лесничеств работают с программой с по­мощью технологии удаленного доступа через интернет. В работу вовлечены также все участковые лесничества, где не редкость от­сутствие каналов связи. Поэтому сотрудники участковых лесни­честв работают со специальной программой на местах и несколь­ко раз в месяц обмениваются данными с центральным хранили­щем информации.

<Рисунок: схема организации доступа пользователей к единой базе данных >

Рис 1. Схема организации доступа пользователей к единой базе данных

Представленная централизо­ванная модель ввода и хранения информации позволила добиться результата, когда данные, вне­сенные одним пользователем программы, тут же становятся доступными другим пользовате­лям. Такая модель обеспечивает надежность хранения и резерви­рования информации, а также простоту администрирования и обновления базы данных.

Всего к программному про­дукту подключено около 120 рабочих мест: 30 - из Министерства лесного хозяйства Пермского края, 90 - из лесничеств и участковых лесничеств.

Один продукт на всех

До внедрения единого прог­раммного продукта существен­ной сложностью являлась так на­зываемая лоскутная автоматиза­ция, когда данные учитывались в разных программах. Используе­мый в настоящее время програм­мный продукт решает широкий спектр задач, начиная от ведения всех видов договоров и админи­стрирования платежей вплоть до учета лесного фонда.

В программном продукте ре­ализован принцип, который сос­тоит в том, что следует не только регистрировать информацию, но и помогать в ее подготовке. Нап­ример, автоматизированы про­цессы подготовки разных видов договоров, получения отчетности и предоставления выписок из Го­сударственного лесного реестра и т.д.

Администрирование бюджет­ных платежей ведется полностью в программе. В процесс вовлече­ны специалисты центрального ап­парата министерства и всех лес­ничеств. Задача специалистов на местах - внести в базу данных все первичные документы, связанные с администрированием плате­жей. После этого заполнение многих отчетов и их консолида­ция производится автоматизированно, непосредственно в прог­раммном продукте.

Важно, что, принимая отчет­ность от лесничеств, ответствен­ные специалисты центрального аппарата могут оперативно про­анализировать обоснованность предоставляемых данных вплоть до первичного документа. Это по­вышает ответственность специа­листов и обеспечивает достовер­ность данных.

Наличие единой базы данных позволяет эффективно работать с неплательщиками как на уровне лесничеств, так и на уровне цент­рального аппарата министер­ства.

Лесной фонд также учитыва­ется в программном продукте. Ведется единый реестр лесных участков, загружены все таксаци­онные описания, регистрация хо­зяйственных мероприятий про­изводится с точностью до выде­ла. Внедрение единой системы позволило унифицировать под­ходы к оценке лесных ресурсов.

Единая база данных позволя­ет обнаруживать злоупотребле­ния в сфере лесных отношений, например, выявлять лесопользо­вателей, которые пытаются полу­чить древесину на собственные нужды с нарушением установ­ленных норм.

Расстояния - не помеха

При внедрении и эксплуата­ции программного продукта воз­никает, разумеется, немало трудностей. Это, прежде всего, сложности, связанные с неподго­товленностью пользователей, кадровыми изменениями, есте­ственным психологическим соп­ротивлением людей нововведе­ниям.

Поэтому ситуация, когда вза­имодействие с информационной системой осуществляют более ста пользователей, требует соот­ветствующего уровня организа­ционных усилий. Программа пос­тоянно развивается в соответ­ствии с изменениями законода­тельства и требованиями Минис­терства лесного хозяйства. Все пользователи имеют возмож­ность оперативно проконсульти­роваться, разрешить техничес­кие и методические затруднения. Для них проводятся обучающие семинары, в том числе через ин­тернет, когда участники, не поки­дая рабочих мест, слышат док­ладчика, видят слайды, могут выйти в эфир, выступить или за­дать вопросы. В условиях, когда сотрудников много и они терри­ториально удалены, эта техноло­гия хорошо себя зарекомендо­вала.

Министерство лесного хозяйства Пермского края



Яндекс.Метрика